ГБОУ "Школа № 16 г.о. Горловка"
Горловка
  • Профилактика жестокого поведения среди детей

    Сообщение родителям «Жестокое поведение среди детей»
    Профилактика жестокого поведения среди детей.

    Агрессия и жестокость в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

    Как известно после агрессии идет вторая стадия эмоциональных срывов,   проявляемая,  как жестокость.

    Что же такое жестокость?

    Жестокость – это человеческое чувство не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

    Формы проявления жестокости

    У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная.

    Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

    Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

    К формам нарушения поведения относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»).

    У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстников или их школьных принадлежностей), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются).

    Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

    Особенности жестокого поведения детей и подростков:

    1. Жертвами  агрессии часто становятся близкие  люди - родные, друзья. Это  своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены  на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

    1. Далеко  не все жестокие дети воспитываются  в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных  и заботливых родителей.

    3. Жестокость  часто возникает без реального  повода. 

    1. Многие  жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.

    Так установлено Семенюк Л.М., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

    Уровень агрессивности  и жестокости детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда они принимает устойчивые формы.

    Причин для такого поведения много: (взаимоотношения в семье, положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, а также влияние средств массовой информации).

    Причины детской жестокости

    Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий.

    Неблагоприятные условия в семье

    Взрослым необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям.

    На становление  жестокого поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к жестокому и агрессивному поведению.

    Пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети жестоки и непослушны.

    Жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает жестокость его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую жестокость в жизненный стиль личности.

    Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если:

    1.Родители не  устанавливают правил поведения  детей дома.

    2. Не  следят за местонахождением детей.

    3. Не  применяют соответствующих воспитательных  мер (наказания или поощрения). Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание если:

    Оно следует незамедлительно за проступком.

    Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое.

    Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие качества.

    4. Не  пытаются разрешать возникающие  проблемы и кризисные ситуации  с помощью компромиссных решений.

    Так же можно назвать и  другие факторы: болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями.

    Но и другая сторона – излишняя любовь, слепое обожание своего ребенка убивает в нем личность. Своим поведением ребенок старается доказать свою состоятельность, доказать всем, прежде всего родителям, что он сильный и самостоятельный. Тем более, все его мысли и силы подпитывает чувство безнаказанности, вседозволенности – «Мама и папа меня безумно любят, мне все можно». Найдите золотую середину, кроме Вас никто не сможет сделать этого, ведь это – Ваш  малыш, Ваша частичка. Окружите ребенка радостью, счастьем, прививайте любовь к миру, к людям. И тогда Ваш ребенок будет Человеком.

     Влияние сверстников

     Подростки получают сведения о жестокости также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя жестоко и вульгарно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Жестокие дети могут найти друзей среди других таких же, как они сверстников.

    Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение  детей, можно  выделить:

    - недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных  навыков;

    - сниженный  уровень саморегуляции;

    - неразвитость игровой деятельности;

    - сниженную  самооценку;

    - стремление  привлечь к себе внимание сверстников;

    - стремление  получить желанный результат;

    - стремление  быть главным;

    - страх несостоятельности;

    - потребность самоутверждения;

    - защита  и месть;

    - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство;

    -  получить  самоудовлетворение от жестокого  обращения.

    Чтобы не провоцировать агрессию и жестокость среди детей они должны слышать что-то хорошее от своих одноклассников и чувствовать, что их ценят и уважают в коллективе.  Сверстники должны уметь выслушать друг друга, заинтересовать в полезных делах, быть терпимее по отношению друг к другу.

    Влияние Интернета

              Школьники, увлекающиеся жестокими  видеоиграми  в большей степени склонны к агрессии.

              Причём  наиболее серьёзное влияние на психику ребёнка оказывают жестокие видеоролики, распространённые в Интернете. Естественно предположить что, чем больше различных СМИ пропагандирующих жестокость доступны ребёнку, тем более он агрессивен.

    Рекомендации родителям:

    - Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

    - Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

    - Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

    - Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

    - К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка часто приводит агрессивность семьи.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie