Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях (Е.В.Змановский).
Делинквентное поведение – это одна из форм девиантного поведения, которое не может быть положительным явлением, оно всегда осуждается и наказывается, такое поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.
Началом делинквентного поведения являются прогулы занятий в школе, приобщение к ассоциальной группе сверстников. Далее следует мелкое хулиганство, издевательство над более слабыми.
Причин делинквентного поведения достаточно много. Наиболее важные из них:
- Макросоциальные: несовершенство законодательства; различные общественные процессы (кризис); уровень раскрываемости преступлений.
- Микросоциальные: семейное неблагополучие; негативное социальное окружение; плохие отношения со сверстниками; вредные привычки.
- Психологические: наличие наследственных болезней, психопатологий; особенности характера и темперамента личности.
Для решения проблемы делинквентного поведения подростка, необходимо понимать какие факторы повлияли на появления у него противоправного деяния, а затем уже можно попробовать устранить или смягчить эти факторы.
Легче помочь ребенку, когда делинквентное поведение только начало проявляться, чем тогда, когда он уже большое количество времени ведет ассоциальный образ жизни.
Огромную роль в предупреждении и смягчении проявления форм делинквентного поведения играют общественные институты: семья, школа, государство.
В школе в систему работы по предупреждению проявления делинквентного поведения у подростков входят профилактические мероприятия.
Социально-педагогическая технология, используемая в профилактической работе, представляет собой комплекс мер – организационных, культурно-воспитательных.
Профилактическая деятельность направлена на:
- Формирование мотивации подростка на социально-психологическое и физическое развитие (желание вести здоровый образ жизни).
- Формирование мотивации человека на оказание поддержки своим близким. Ведь люди легче преодолевают преграды, решают свои проблемы, если у них развита сеть социальной поддержки (семья, друзья).
- Формирования мотивации детей группы риска и их семей на изменение своего поведения, своего образа жизни.
Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков должна быть во внимании всей общественности. Для дальнейшего развития нашего общества и повышения качества жизни населения необходимо продолжать развивать направления работы по профилактике и борьбе с девиантным и делинквентным поведением подростков, продолжать создавать условия для организации комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних.