Учитель сегодня должен уметь работать в условиях многозадачности, что уже нелегко, при этом быть спокойным, доброжелательным, подстраиваться под постоянно изменяющиеся запросы общества, учреждения, конкретной семьи. Чтобы быть профессионалом, мало знать свой предмет и методику его преподавания, нужно еще обладать высокой стрессоустойчивостью.
Когда человек сосредоточен только на своих переживаниях, обидах, размышлениях о несправедливости этого мира, вряд ли он сможет увлечь детей уроком. Глаза детей загораются только тогда, когда светится учитель, обожающий свою работу.
Педагогу необходимо умение быстро переключаться с одного на другое и в течение урока, и после него. Учитель, подверженный стрессу, быстро теряет свой творческий потенциал, перестает быть интересным для тех, с кем работает.
А стоит ли упоминать о том, что стресс на работе влияет на другие сферы жизни?
Все мы постоянно переживаем стрессовые ситуации, и порой кажется, что сил уже никаких не осталось, хочется все бросить и уйти. Но половина решения данной проблемы часто заключается в том, чтобы правильно определить свое состояние и выяснить, какие методы работы подходят именно Вам.
Итак, стресс — это результат перенапряжения как реакции на конкретную ситуацию или цепочку таких ситуаций. Причиной стресса может стать любой раздражающий внешний фактор. Неудобный график работы, ежедневная двухчасовая дорога туда и обратно, болезнь — все они имеют накопительный характер, вызывают усталость.
Обычно выделяют следующие стадии стресса:
- Тревога. Это абсолютно нормальная реакция. В идеале именно на этой стадии стресс и заканчивается — но это у людей подготовленных. Чаще мы переходим к следующему шагу.
- Резистентность или сопротивляемость. Активизируются защитные силы. Если раздражающий фактор исчезает или человек грамотно противостоит ему, шансы свести стресс к нулю максимальны. А вот если это невозможно и ситуация лишь усугубляется, мы переходим к следующей стадии.
- Истощение. Организм не может поддерживать работу защитных механизмов, постепенно они иссякают, нет возможности избавиться от раздражителя. В результате человек не может нормально отдохнуть и восстановиться. На этом этапе развивается хроническая усталость, постоянный стресс может привести к различным заболеваниям.
Для педагогов более актуальным будет вопрос о том, как различить усталость и эмоциональное выгорание.
Для двух этих состояний характерны одни и те же симптомы, их разделяют на:
- физические: бессонница, головные боли, сильная усталость.
- психологические: негативные установки по отношению к детям, родителям, коллегам, работе, чувство раздражения, тревоги, падающая самооценка, апатия, чувство вины.
- поведенческие: срывы, снижение продуктивности, злоупотребление кофе, лекарствами.
Если эти симптомы проявляются в рамках каких-то определенных событий (конфликт, проверка на работе, участие в конференции или конкурсе) и длятся не более двух-трех недель, если сон и отдых помогают восстановить силы, то это усталость. Это ситуация, в которой просто нужна подзарядка.
Если же повлиять на ситуацию невозможно и описанные явления становятся постоянными, человек склонен вспоминать о том, как хорошо было раньше, и как плохо стало теперь, это уже выгорание.
Как помочь себе?
- Настраиваемся на радость. Заводим блокнот или тетрадь и каждый день записываем три причины для радости, которые мы смогли найти за этот день: пообедали всей семьей, купили новые сапоги, позвонила подруга, ребенок сдал зачет. Ведем такой дневник в течение одной, а лучше двух недель. Так мы учим свой мозг концентрировать внимание на позитивных моментах. Обязательно пишем – устно это не всегда работает.
- Хвалим себя. Как и в первом упражнении, ищем поводы для гордости.
- Правильно планируем работу.
- Планируем отдых для мозга.
- Переключаемся. Посещаем новые места, знакомимся с новыми людьми, осваиваем новые виды деятельности.
- Осваиваем техники мышечной и дыхательной релаксации, чтобы уметь быстро успокоиться.
- Учимся разговаривать с людьми. Это точно помогает сгладить стрессовые ситуации.
Если самому себе помочь не получается – обращайтесь к специалистам.