Что такое конструктивное и неконструктивное общение?
Конструктивное общение:
- это общение, при котором люди чувствуют себя комфортно, используя этически обоснованные формы общения (вежливый, приветливый тон, взгляд), могут договориться между собой и прийти к результату, который устраивает обе договаривающиеся стороны.
При конструктивном общении мы строим свое общение с ребенком как домик, при этом важно хорошо установить детали конструктора, то есть выбрать такие способы общения, при которых полученный дом будет крепким, устойчивым и нам вместе с нашим ребенком в нем будет уютно и комфортно.
Неконструктивное общение:
- это общение, в котором используется негативная лексика, авторитарный тон, задевается чувство достоинства людей, указываются какие-то личностные качества, результат общения не устраивает обе стороны, люди чувствуют себя неудовлетворенными процессом общения, то есть «строящийся дом» неустойчив, и в нем ребенку находиться неуютно.
Виды неконструктивного общения.
Сравнение.
«Ты такая же, как твоя подруга. Делаешь те же самые ошибки».
Результат: у ребенка возникает обида и снижается чувство собственной значимости; снижается самооценка, возникает чувство ревности и развивается соперничество.
Пренебрежение. «Мне бы твои проблемы…»
Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний.
Приказ.
«Немедленно успокойся».
Результат: ребенку высказывают запрет на переживания.
Невключенное слушание.
Слушающий задает какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы.
Результат: ребенок чувствует, что его не слушают и он не интересен.
Поторапливание.
«Короче говоря…», «Я все понял…».
Результат: ребенок чувствует, что его не слушают и он не интересен.
Интерпретация.
«На самом деле…».
Результат: Взрослый придает ситуации другой смысл и интерпретирует ее по-своему.
Критика.
«Ты не прав, как всегда…», «Ну ты, как обычно…».
Результат: ребенку не дается право на ошибку, у ребенка закрепляется негативное отношение к своим действиям, формируется низкая самооценка, неуверенность в своих силах.
Предвидение.
«Я же тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…» (повторяется постоянно).
Результат: формирование низкой самооценки, отсутствие чувства поддержки (порицание вместо объяснения сути произошедшего - давай подумаем, почему это произошло, как сделать, чтобы данная ситуация не повторялась?)
Приемы конструктивного общения.
Слушание.
Указание на сильные стороны личности «Пусть так, однако…», «Я знаю, что ты…». Сильная сторона личности, на которую вы указываете, должна реально существовать. Нельзя льстить человеку.
Разрешение на ошибку «Это бывает с каждым»
Признание объективной сложной ситуации «В такой ситуации другого выхода нет»
Снятие личной ответственности, драматизация ситуации «Я такой же, как ты», «Я бы тоже так поступила».
Ощущение равенства позиций «Перетягивание одеяла» на себя.
Указание на положительные стороны ситуации «Зато ты теперь имеешь такой опыт».«Хорошо, что это произошло сейчас, а не потом.
Изменение точки зрения на ситуацию. Взгляд на неудачу с положительной стороны.
Предложение помощи «Чем я могу тебе помочь?»
Ощущение заботы, готовности разделить ответственность.
Для конструктивного поведения родителей в конфликтах с подростками следует придерживаться следующих правил:
• Всегда помнить об индивидуальности подростка.
• Проявляйте терпение.
• Стремитесь к разумному компромиссу и гибкости решений. Каждый подросток старается сохранить свою целостность, пощадить свою самооценку. Поэтому, решая что-либо вместе с ребенком, идите на уступки, которые позволят ему сохранить свое лицо.
• Сдерживайте эмоции (чаще всего у нас возникает негативное отношение к совершенному поступку, а не к самому ребенку). Вопросы, которые нужно задать себе, если вы сильно рассержены поведением ребенка: «Чего я хочу достичь: наказать его? Выразить свое отношение к поступку? Помочь ему осознать свою неправоту? Или решить вместе с ним проблему?».
Потом спросите себя, что повлекло такую бурную реакцию?
• Противоречия воспринимать как факторы нормального развития.
• Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив.
• Совместно искать выход путем перемены в ситуации.
• НЕ переносите свои недостатки на ребенка.
• Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом справедливость и необходимость их использования.
• Дать подростку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его проступков.
• Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений.
Подросток. Уже не маленький ребенок, но еще не взрослый человек. Взрывные, неуправляемые, неуравновешенные – это все о них, о подростках.
Такое превращение вызывает растерянность у близких людей. Родителей пугает нарочитая грубость подростков, они не знают, как правильно общаться с подростком, как реагировать на их вызывающие и шокирующие выходки. Необходимо понимать, что грубость подростка – это своеобразная реакция защиты, позволяющая ему скрыть свои слабые стороны, преодолеть стеснительность и неловкость.
Родители в этот непростой период должны запастись необыкновенным терпением. Чтобы сохранить искренний диалог с ребенком, надо постараться услышать его. Ведь самый уязвимый, ранимый и беззащитный член вашей семьи – это ваш собственный ребенок-подросток.