Что такое дружба?
Дружба - это личные устойчивые отношения между людьми на основе симпатии, уважения, духовной близости, взаимной привязанности и понимания. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
В отличие от деловых отношений, дружба – отношения самоценные сами по себе, являющиеся благом. Друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». Дружба, наконец, в отличие от поверхностного приятельства, отношения глубокие, предполагающие не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.
Дружба – индивидуально избирательна и основана на взаимной симпатии. Поскольку личность формируется и осознает себя только во взаимодействии с другими людьми, дружба имеет жизненно важное значение для нас. Друг – товарищ, друг - зеркало, друг – собеседник.
«Сама потребность в дружбе – нравственная потребность, которая возвышает личность, делает ее добрее, гуманнее, щедрее к людям», - писал В. А. Сухомлинский.
Одна пословица гласит: «Этикет нужно соблюдать даже в дружбе». Можно поразмышлять, что такое этикет в дружбе. По всей видимости, в дружбе необходимы некие правила, которые обеспечивали бы прочность доверительных и эмоциональных связей. Моральный кодекс дружбы не совместим с эгоизмом, предательством,
нестойкостью убеждений.
Предполагаемые общие правила поведения, наиболее важные для дружбы:
- делиться своими успехами;
- выражать эмоциональную поддержку;
- добровольно помогать в случае нужды;
- стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;
- возвращать долги и оказанные услуги;
- быть искренним;
- быть уверенным в друге и доверять ему;
- защищать друга в его отсутствие;
- быть терпимым к остальным его друзьям;
- не критиковать друга публично;
- сохранять доверенные тайны;
- не ревновать и не критиковать личные отношения друга;
- не быть назойливым, не поучать;
- уважать внутренний мир и автономию друга.
«Потребность в дружбе рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая ему что-то свое», - писал В. А. Сухомлинский. Формирование потребности и способности к дружбе - это процесс, который развивается с самого детства. Навыки общения у ребенка формируются не только со взрослыми,но и со сверстниками.
Интенсивное дружеское общение – это и внутренняя потребность ребенка, и школа его нравственного развития.
Дружба обогащает жизненный опыт и самосознание ребенка, побуждает его заботиться о других, искать совместных переживаний. Самостоятельность и независимое поведение у детей сначала появляются по отношению к равным сверстникам, и лишь затем – ко взрослым, которые задают ребенку правила поведения, требуют послушания и так далее.
Следующий этап развития дружбы – это юность. Отрочество и юность всегда считались привилегированным «возрастом дружбы».
Ранняя юность означает рост самостоятельности, эмансипацию от родителей и переориентацию на сверстников. Это период бурного роста самосознания, потребность выражать свои подлинные чувства и желания. Все чувства и отношения этого возраста отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, желанием выделиться, быть непохожим на взрослых.
Если младшему подростку достаточно участвовать в коллективной жизни, быть в обществе себе подобных, то старшему необходимо быть принятым сверстниками, иметь у них определенный престиж.
Низкий статус в коллективе вызывает тревожность, переживается крайне болезненно.
Обретая потребность погружаться в себя, в свои переживания, подросток открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки.
Но вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества, ощущение внутренней пустоты, которую чем-то нужно заполнить. Отсюда потребность в общении, стремление найти того, с кем не только можно поговорить, но и вместе помолчать, насладиться тишиной природы, услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.
Именно на этот период жизни подростка, приходятся конфликты и недопонимания со взрослыми. Но, что характерно, при всей своей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Иначе говоря с товарищами приятно развлекаться, с друзьями – говорить о своих переживаниях, но в трудную минуту лучше все-таки обратиться к родителям.
С отцом преимущественно обсуждают жизненные планы и учебные дела, а с матерью - домашние проблемы и удовлетворённость собой, своими действиями, поступками, внешностью и умственными способностями.
Юношеская дружба порой похожа на своеобразную форму «психотерапии», позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды, тревоги. Слушая разговор подростков, взрослые порой буквально выходят из себя от его бессодержательности и незначительности информации и не замечают, насколько важен этот «пустой» разговор для их ребенка.
Разговор кажется пустым потому, что в его содержании отсутствует логика, а эмоции порой зашкаливают. И выражаются они не в словах, а в интонации, акцентах, недоговоренности, недомолвках, которые он может донести только другу (подруге) – собеседнику. В этом отношении подобный «пустой» разговор куда важнее, чем «содержательная» беседа.
Описывая особенности подростковой дружбы становится очевидным, насколько этот период в жизни одновременно сложен и в то же время важен для понимания подростка взрослыми. Нам часто хочется пропустить или оставить незаметным этот период взросления. И в этом случае очень даже понятен мотив родителей. С высоты своего опыта взрослые зачастую хотят призвать подростка к рассудительности, серьезности, недооценивая ценность этого периода в жизни ребенка.