ГБОУ "Школа № 16 г.о. Горловка"
Горловка
  • Тревожность

    Как снизить тревожность?
    Тревожность.

    Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

    Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Она проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

    Одна из основных причин возникновения тревожности — нарушение детско-родительских отношений:

    1. Противоречивые требования, предъявляемые родителями, либо родителями и детским садом.

    2. Неадекватные требования (чаще всего завышенные).

    3. Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

    Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

    Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

    Выявлена закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

    Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

    Критерии определения тревожности у ребенка.

    1. Постоянное беспокойство.

    2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

    3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

    4. Раздражительность.

    5. Нарушения сна.

    Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

    В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трех лет наличие этой черты допустимо и объяснимо.

    Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание.

    Для того, чтобы снизить тревожность, специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

    1. Повышение самооценки.

    2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

    3. Снятие мышечного напряжения.

    Повышение самооценки.

    Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на ложь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

    Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в классе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми. Можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации.

    Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста. Таким образом, использование наглядной формы работы (оформление стендов, информационных «Цветиков-семицветиков» и т. п.) помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых — повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.

    Обучение детей умению управлять своим поведением.

    Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».

    Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце занятия, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

    Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз – наклонитесь к нему. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

    Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

    Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры.

    Снятие мышечного напряжения.

    Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж.

    Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

    Правила работы с тревожными детьми:

    1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.

    2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

    3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

    4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

    5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

    6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

    7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

    8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

    9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

    10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

    11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie