Какая роль родителей в жизни ребёнка?
Родители формируют для ребёнка систему ценностей и предубеждений. Родители - это также зеркало, в которое смотрит ребенок. Ведь до определенного возраста ребенок создает мнение о себе исключительно со слов родителей. Дети нас любят, нам доверяют, нас копируют.
В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры по сравнению с развитой формой родительства.
Становление характеризуется согласованием представлений мужчины
и женщины относительно роли родителей, функций, распределения
ответственности, обязанностей, то есть в целом о родительстве.
До момента появления ребенка на свет согласование представлений происходит на «теоретическом» уровне, во время бесед друг с другом, построения будущего, мечтая и планируя. С появлением ребенка согласование представлений получает «второе рождение», когда теория начинает реализовываться на практике.
Развитая форма родительства характеризуется относительной
устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности
представлений супругов о родительстве.
В развитой форме родительство включает: ценностные ориентации
супругов (семейные ценности); родительские установки и ожидания;
родительское отношение; родительские чувства; родительские позиции;
родительскую ответственность; стиль семейного воспитания.
В чём заключается проявление чувств родителей?
По мнению Аллы Семёновны Спиваковской, советского психолога, проявление чувств заключается в том, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А потребность в родительской любви является жизненно необходимой для маленького ребенка. Любовь каждого родителя - источник и гарантия эмоционального благополучия человека,
поддержания физического и психического здоровья.
Родительские чувства, проявление родительских чувств формируется в течение жизни человека.
Путь этого формирования часто оказывается сложным и противоречивым,
внутренне конфликтным. Это глубокое и осмысленное чувство.
Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, поддерживать его в развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть.
Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человека, она способна преобразовывать и совершенствовать личность отца и матери и обогащать их духовный мир.
Большинством исследователей семья рассматривается как среда, где
происходит выработка и принятие ценностей молодым поколением.
Родители оказывают влияние на формирование иерархии ценностей у детей
не только как эмоционально близкие люди, но и как представители мира
взрослых, с которыми дети идентифицируются.
Несмотря на изначальную эмоциональную окрашенность родительских чувств, этот структурный компонент родительства, как и все остальные, содержит три составляющие: эмоциональную, когнитивную и поведенческую.
Когнитивная составляющая проявляется на двух уровнях:
• социально одобряемые знания и представления о том, что родители должны любить своих детей;
• знания и представления о том образе ребенка (идеальном и/или реальном), который вызывает весь спектр родительских чувств; связан с третьим уровнем родительских установок и ожиданий. Представления о родительской любви различны и зависят от структуры собственной семьи.
Молодые люди из полных семей чаще указывают на позитивные родительские представления: уважение к детям, принятие их такими, какие они есть. В неполных семьях они больше указывают либо на отрицательные представления, либо на гипертрофированные родительские чувства.
Эмоциональная составляющая родительской любви представлена всей гаммой чувств и доминирующим эмоциональным фоном, сопровождающим оценки образа ребенка, своего супруга и себя как родителя.
Поведенческая составляющая тесно связана с родительским отношением и родительской позицией, выражается именно в них. С нашей точки зрения, поведенческая составляющая может быть как конгруэнтной, так и неконгруэнтной по отношению к эмоциональной составляющей.
В своих работах Эрик Эриксон подчеркивал, что развитие здоровой личности ребенка зависит от установления тесной эмоциональной связи с родителями, особенно в младенчестве и раннем детстве.
По его мнению, взаимная любовь и забота способствуют формированию у ребенка базового чувства доверия, которое является важной предпосылкой благополучного личностного развития.
Другой известный психолог, Джон Боулби, посвятил много исследований феномену привязанности. Он доказывал, что наличие прочной эмоциональной связи с родителями, удовлетворение потребности ребенка в их любви и поддержке являются ключевыми факторами психического здоровья и благополучия. Нарушение этой связи может иметь серьезные негативные последствия.
Боулби утверждал, что развитие, эмоциональное благополучие и социальная компетентность ребенка напрямую зависят от качества ранних отношений с родителями или другими значимыми взрослыми. Он указывал, что стабильная и надежная привязанность к матери или другому заботящемуся взрослому закладывает основу для формирования позитивной модели мира и самого себя.
Согласно Боулби, если этот базовый эмоциональный контакт нарушается, например, при длительной разлуке или воздействии пренебрежения и жестокости, у ребенка могут развиться различные поведенческие и эмоциональные нарушения, включая тревожность, агрессию, депрессию или трудности в межличностных отношениях в будущем.
Исследования Мэри Эйнсворт подтвердили, что характер привязанности ребенка к родителям напрямую связан с его эмоциональным состоянием и особенностями дальнейшего социального развития. Безопасная привязанность, основанная на взаимном доверии и любви, позволяет ребенку комфортно исследовать мир и формировать здоровые отношения с окружающими.
Таким образом, психологи единодушны в том, что эмоциональный аспект родительской любви играет ключевую роль в становлении здоровой, благополучной личности ребенка. Сильная эмоциональная связь с родителями является базисом для последующего гармоничного развития.