Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе. Это общее название для различных нарушений правил поведения.
Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся нарушения дисциплины, хулиганские поступки. Они чаше всего обусловлены ситуацией, детской готовностью их совершить или психическими расстройствами.
Девиантное поведение — это трудности развития ребенка.
У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Особенности психического развития детей с ОВЗ затрудняют усвоение нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений, что и ведет впоследствии к возникновению трудностей в поведении.
В какие же сложные ситуации попадает ребенок с нарушением интеллекта, что особенно травмирует его? Это прежде всего обиды, часто повторяющиеся, оскорбляющие самолюбие, насмешки над ним самим, непринятие в игру или компанию, конфликтная ситуация в семье (родители заняты выяснением отношений и не обращают внимания, что ребенок на это очень болезненно реагирует).
Девиантное поведение можно рассмотреть также как результат неправильного, недостаточного воспитания.
Ребенок брошен на произвол судьбы. Им никто не занимается. Воспитания по сути никакого нет. Ребенок наследует то, что он видит в окружающей жизни, — в равной мере и плохое, и хорошее. Но хорошего, к сожалению, меньше.
Во взрослую жизнь такой ребенок входит, уже увидев много плохого. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек.
В зависимости от уровня вреда, причиняемого интересам общества, группы или личности различают несколько видов девиантного поведения:
- Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм.
- Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в преступности, которое приобретает особенное распространение в молодежной среде, алкоголизме (70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет), наркомании.
- Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах и других преступлениях.
Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей:
- клептомания;
- игровая и компьютерная зависимость у подростков,
- пищевая зависимость (булимия, анорексия);
- агрессия у подростков,
- низкий уровень интеллекта,
- отрицательное отношение к учебе,
- конфликты в семье,
- убегание из дома,
- мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка.
Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях.
Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека.
Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека.
Вот почему коррекция поведения не благое пожелание, а жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.
Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать.
А к этому пока есть только два пути:
- или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его. Первый путь предпочтительнее, но и труднее. Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого — неизвестно.
- Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Его можно назвать — реалистическим воспитанием, а можем и профессионально — сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему.
Он рассчитан на то, чтобы сделать выполнение социальных норм более привлекательным для ребенка, чем стремление действовать по непосредственному побуждению. В этих случаях нежелательная потребность будет не просто подавляться, а побеждаться изнутри другим, более сильным положительным мотивом. В качестве такого мотива может выступать стремление школьника к одобрению взрослого, желание сделать приятное другому человеку.
Кого можно считать трудным подростком? Признаки трудных детей.
Уклонение от учёбы в следствие:
- неуспеваемости по большинству предметов
- отставания в интеллектуальном развитии
- ориентации на другие виды деятельности
- отсутствие познавательных интересов
Общественно-трудовая активность:
- отказ от общественных поручений
- пренебрежительное отношение к делам класса
- демонстративный отказ от участия в трудовых делах
- пренебрежение к общественной собственности, её порча
Негативное проявление:
- употребление спиртных напитков
- употребление психотропных и токсичных веществ
- тяга к азартным играм
- курение
Негативизм в оценке явлений действительности.
Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
- грубость
- драки
- прогулы
- пропуски занятий
- недисциплинированность на уроках
- избиение слабых, младших
- вымогательство
- воровство
- нарушение общественного порядка
- немотивированные поступки
- жестокое обращение к животным
Отношение к воспитательным мероприятиям:
- равнодушное
- скептическое
- негативное
- ожесточённое
Профилактика девиантного поведения :
1. Диагностика девиантного поведения подростков.
2. Профилактика девиантного поведения подростков.
3. Обучение родителей проявлению чувств родительской любви, внимания, иначе у детей формируется отчуждение.
Проявлениями такого отчуждения могут быть:
нарушение общения с окружающими; эмоциональная неустойчивость; повышенная чувствительность, отставание или задержка психического развития.
Главным направлением педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.
Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей.
Главное в работе с детьми девиантного поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности.
Рекомендации классным руководителям, педагогам:
- Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учёбе, выполнении поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени.
- Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса.
- Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения, использовать их в воспитательных целях.
- Быть активным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чём его вина не доказана.
- Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя.
- Осуждая подростка за проступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника.
- Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах. Это отталкивает подростка, озлобляет его и ещё более затрудняет процесс общения с ним.
- Будьте оптимистом и открыто выражайте надежду на исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.
- Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению, своих действий. Поэтому нужно всегда видеть и отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.
- Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не замечать».