Агрессия и жестокость в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Как известно после агрессии идет вторая стадия эмоциональных срывов, проявляемая, как жестокость.
Что же такое жестокость?
Жестокость – это человеческое чувство не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.
Формы проявления жестокости
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная.
Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.
К формам нарушения поведения относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»).
У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстников или их школьных принадлежностей), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются).
Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.
Особенности жестокого поведения детей и подростков:
- Жертвами агрессии часто становятся близкие люди - родные, друзья. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.
- Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.
3. Жестокость часто возникает без реального повода.
- Многие жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.
Так установлено Семенюк Л.М., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Уровень агрессивности и жестокости детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда они принимает устойчивые формы.
Причин для такого поведения много: (взаимоотношения в семье, положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, а также влияние средств массовой информации).
Причины детской жестокости
Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий.
Неблагоприятные условия в семье
Взрослым необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям.
На становление жестокого поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к жестокому и агрессивному поведению.
Пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети жестоки и непослушны.
Жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает жестокость его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую жестокость в жизненный стиль личности.
Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если:
1.Родители не устанавливают правил поведения детей дома.
2. Не следят за местонахождением детей.
3. Не применяют соответствующих воспитательных мер (наказания или поощрения). Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание если:
Оно следует незамедлительно за проступком.
Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое.
Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие качества.
4. Не пытаются разрешать возникающие проблемы и кризисные ситуации с помощью компромиссных решений.
Так же можно назвать и другие факторы: болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями.
Но и другая сторона – излишняя любовь, слепое обожание своего ребенка убивает в нем личность. Своим поведением ребенок старается доказать свою состоятельность, доказать всем, прежде всего родителям, что он сильный и самостоятельный. Тем более, все его мысли и силы подпитывает чувство безнаказанности, вседозволенности – «Мама и папа меня безумно любят, мне все можно». Найдите золотую середину, кроме Вас никто не сможет сделать этого, ведь это – Ваш малыш, Ваша частичка. Окружите ребенка радостью, счастьем, прививайте любовь к миру, к людям. И тогда Ваш ребенок будет Человеком.
Влияние сверстников
Подростки получают сведения о жестокости также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя жестоко и вульгарно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Жестокие дети могут найти друзей среди других таких же, как они сверстников.
Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение детей, можно выделить:
- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- сниженный уровень саморегуляции;
- неразвитость игровой деятельности;
- сниженную самооценку;
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- страх несостоятельности;
- потребность самоутверждения;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
- получить самоудовлетворение от жестокого обращения.
Чтобы не провоцировать агрессию и жестокость среди детей они должны слышать что-то хорошее от своих одноклассников и чувствовать, что их ценят и уважают в коллективе. Сверстники должны уметь выслушать друг друга, заинтересовать в полезных делах, быть терпимее по отношению друг к другу.
Влияние Интернета
Школьники, увлекающиеся жестокими видеоиграми в большей степени склонны к агрессии.
Причём наиболее серьёзное влияние на психику ребёнка оказывают жестокие видеоролики, распространённые в Интернете. Естественно предположить что, чем больше различных СМИ пропагандирующих жестокость доступны ребёнку, тем более он агрессивен.
Рекомендации родителям:
- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка часто приводит агрессивность семьи.