ГБОУ "Школа № 16 г.о. Горловка"
Горловка
  • Профилактика тревожности

    Рекомендации педагогам «Как помочь себе справиться со стрессом?»
    Профилактика тревожности.

    Учитель сегодня должен уметь работать в условиях многозадачности, что уже нелегко, при этом быть спокойным, доброжелательным, подстраиваться под постоянно изменяющиеся запросы общества, учреждения, конкретной семьи. Чтобы быть профессионалом, мало знать свой предмет и методику его преподавания, нужно еще обладать высокой стрессоустойчивостью.

    Когда человек сосредоточен только на своих переживаниях, обидах, размышлениях о несправедливости этого мира, вряд ли он сможет увлечь детей уроком. Глаза детей загораются только тогда, когда светится учитель, обожающий свою работу.

    Педагогу необходимо умение быстро переключаться с одного на другое и в течение урока, и после него. Учитель, подверженный стрессу, быстро теряет свой творческий потенциал, перестает быть интересным для тех, с кем работает.

    А стоит ли упоминать о том, что стресс на работе влияет на другие сферы жизни?

    Все мы постоянно переживаем стрессовые ситуации, и порой кажется, что сил уже никаких не осталось, хочется все бросить и уйти. Но половина решения данной проблемы часто заключается в том, чтобы правильно определить свое состояние и выяснить, какие методы работы подходят именно Вам.

    Итак, стресс — это результат перенапряжения как реакции на конкретную ситуацию или цепочку таких ситуаций. Причиной стресса может стать любой раздражающий внешний фактор. Неудобный график работы, ежедневная двухчасовая дорога туда и обратно, болезнь — все они имеют накопительный характер, вызывают усталость. 

    Обычно выделяют следующие стадии стресса:

    1. Тревога. Это абсолютно нормальная реакция. В идеале именно на этой стадии стресс и заканчивается — но это у людей подготовленных. Чаще мы переходим к следующему шагу.
    2. Резистентность или сопротивляемость. Активизируются защитные силы. Если раздражающий фактор исчезает или человек грамотно противостоит ему, шансы свести стресс к нулю максимальны. А вот если это невозможно и ситуация лишь усугубляется, мы переходим к следующей стадии.
    3. Истощение. Организм не может поддерживать работу защитных механизмов, постепенно они иссякают, нет возможности избавиться от раздражителя. В результате человек не может нормально отдохнуть и восстановиться. На этом этапе развивается хроническая усталость, постоянный стресс может привести к различным заболеваниям.

    Для педагогов более актуальным будет вопрос о том, как различить усталость и эмоциональное выгорание.

    Для двух этих состояний характерны одни и те же симптомы, их разделяют на:

    • физические: бессонница, головные боли, сильная усталость.
    • психологические: негативные установки по отношению к детям, родителям, коллегам, работе, чувство раздражения, тревоги, падающая самооценка, апатия, чувство вины.
    • поведенческие: срывы, снижение продуктивности, злоупотребление кофе, лекарствами.

    Если эти симптомы проявляются в рамках каких-то определенных событий (конфликт, проверка на работе, участие в конференции или конкурсе) и длятся не более двух-трех недель, если сон и отдых помогают восстановить силы, то это усталость. Это ситуация, в которой просто нужна подзарядка.

    Если же повлиять на ситуацию невозможно и описанные явления становятся постоянными, человек склонен вспоминать о том, как хорошо было раньше, и как плохо стало теперь, это уже выгорание.

    Как помочь себе?

    1. Настраиваемся на радость. Заводим блокнот или тетрадь и каждый день записываем три причины для радости, которые мы смогли найти за этот день: пообедали всей семьей, купили новые сапоги, позвонила подруга, ребенок сдал зачет. Ведем такой дневник в течение одной, а лучше двух недель. Так мы учим свой мозг концентрировать внимание на позитивных моментах. Обязательно пишем – устно это не всегда работает.
    1. Хвалим себя. Как и в первом упражнении, ищем поводы для гордости.
    1. Правильно планируем работу.
    1. Планируем отдых для мозга.
    1. Переключаемся. Посещаем новые места, знакомимся с новыми людьми, осваиваем новые виды деятельности.
    1. Осваиваем техники мышечной и дыхательной релаксации, чтобы уметь быстро успокоиться.
    1. Учимся разговаривать с людьми. Это точно помогает сгладить стрессовые ситуации.

    Если самому себе помочь не получается – обращайтесь к специалистам.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie