ГБОУ "Школа № 16 г.о. Горловка"
Горловка
  • Профилактика девиантного поведения

    Рекомендации родителям "Как поддержать подростка?"
    Профилактика девиантного поведения.

    Как бы ни были загружены и заняты решением сложных задач взрослые, очень важно быть внимательными к детям. Особенно когда им нужна поддержка и помощь.

    Возрастные особенности

    Каждый ребёнок (и взрослый тоже) нуждается в поддержке. Особенно в ней нуждаются подростки, по поведению которых это порой сложно понять. Отношения с ними бывают напряжёнными дома и в школе, эмоциональные качели сложно поддаются управлению. При этом подростки и школьники более раннего возраста очень нуждаются в поддержке взрослых, особенно родителей. Действовать нужно внимательно и аккуратно.  

    Чтобы вы были готовы поддержать подростка, нужно вспомнить себя в этом возрасте.

    Чего хотят школьники?

    Для них важно быть понятыми, но иметь право выбора. Быть в меру самостоятельными, но иметь возможность посоветоваться и не быть осмеянными. Понимать, что их увлечения уважают и что каждый имеет право на ошибку. 
    Что важно слышать подросткам? Слова одобрения и благодарности. Не формальные, а за реально оказанную помощь в решении бытовых задач. Или признание их достижений не только в учёбе.

    Когда нужна помощь и поддержка?

    Первый вопрос, на который нужно ответить, — когда же больше всего ребятам нужна поддержка? Прежде всего в ситуациях, которые заставляют их переживать. Например, ссора с другом, напряжённый разговор с учителем, плохая оценка, обидный комментарий в его адрес от одноклассника или взрослого. И уж особенно если речь идёт о буллинге или открытой агрессии.

    Непросто догадаться о переживаниях подростка, поэтому нужно быть внимательным. Стоит насторожиться, если ребёнок потерял аппетит, плохо спит, «взрывается» буквально от каждого слова, закрывается в комнате и не идёт на контакт. 

    Разговор

    Как бы ни было сложно, чтобы помочь, нужно установить контакт. Школьник должен быть готовым к диалогу. Если проблема серьёзная, то, скорее всего, он не будет готов сразу поделиться своими переживаниями, если не сделал этого раньше. Поэтому самое простое — начать беседу на любую стороннюю тему. Возможно, вы даже попросите его о какой-то помощи в том, в чём он хорошо разбирается. Но проявляйте искренний интерес к тому, о чём он будет говорить. Когда ребёнок почувствует внимание, напряжение будет понемногу спадать. И вероятно, в какой-то момент вы даже сможете спросить прямо, о чём он переживает.

    Дальше взрослому нужно быть готовому к разным вариантам развития событий. В том числе и к ситуации, когда школьник категорически откажется поделиться своими переживаниями. Настаивать не нужно. Возможно, именно та ситуация, которую он переживает и осмысливает сейчас сам, — важный этап в его взрослении. Взрослые и отличаются от детей в том числе умением справляться со сложностями самостоятельно, прежде всего без помощи родителей. Поэтому, разговаривая с подростком, старайтесь удерживать баланс между желанием помочь, поддержать, выражением готовности подставить плечо и личными границами взрослеющего школьника. 

    Если же ребёнок оказался готов поделиться переживаниями, важно его внимательно слушать, не перебивать и быть максимально доброжелательным. Для него очень важно высказаться и выразить свои эмоции. Возможно, он даже до конца не понимает того, что чувствует, — злость, обиду, разочарование, грусть. Не стоит подавлять негативные эмоции, нужно найти способ их проявить. Для кого-то это будут слёзы, для кого-то — эмоциональный рассказ одного и того же по кругу, разными словами. В зависимости от ситуации взрослому нужно будет слушать, сидеть рядом и утешать подростка, обнимать его — или всё сразу. 

    Важно, чтобы после этапа выражения эмоций подросток сам или с вашей помощью перешёл к следующему этапу — поиска решения сложившейся ситуации. Ребёнок должен понимать, что он не один, что есть люди, близкие люди, на которых он может рассчитывать в любом случае. Можно предложить ему совет или помощь, обсудить разные варианты его собственных действий в сложившейся ситуации. И очень важно не обвинять ребёнка, вести диалог спокойно и вдумчиво.Тогда и в следующий раз он будет готов обсуждать ситуацию, искать решение сообща, а не замыкаться в себе. 

    Главные правила поддержки 

    Что нужно учитывать, поддерживая подростка?

    Подросткам свойственно видеть один вариант разрешения ситуации (иногда излишне эмоциональный) и не рассматривать альтернативы. Хорошо, если взрослый поможет ребёнку посмотреть на ситуацию с разных сторон и будет готов обсудить разные пути решения вопроса. В том числе важно рассмотреть «крайние варианты» развития ситуации. План Б обязательно должен быть. Слушать подросток, правда, будет готов только авторитетного взрослого, которому доверяет.

    Чтобы подростку было легче справляться со сложными ситуациями, он должен владеть разными инструментами — уметь планировать своё время, анализировать собственное эмоциональное состояние, работать с колесом баланса и другое. Инструменты не обязательно должны быть сложными. Просто список «за» и «против» вечерней прогулки с младшим братом перед экзаменом научит анализировать, прежде чем принимать решение.  

    Откровенность — хороший инструмент диалога. Но не манипуляция. Например, если решение, которое принимает подросток, может повлиять на других членов семьи или заставит вас волноваться за него сверх меры — об этом можно сказать. При этом также важно отмечать, что вы готовы принять его решение (если вы действительно готовы), или высказать опасения, что будете далеко и не сможете быть рядом с ним в той или иной ситуации (если речь идёт о поездке или учёбе в другом городе).

    Самое важное — при любом раскладе подросток должен понимать, что вы его принимаете и поддерживаете, признаёте его право на эмоции и чувства, сомнения и страхи и готовы быть рядом. Но позвольте ему действовать самому там, где это возможно. Это важный этап перехода из детства во взрослую жизнь.

    Поддерживая школьника, лучше опираться на некоторые базовые правила:

    быть терпеливым и внимательным;

    проявлять такт и деликатность;

    вдумчиво выбирать слова для диалога;

    пробовать поставить себя на место ребёнка (с учётом его возраста);

    отслеживать его эмоциональное состояние и действия, соблюдать личные границы и давать возможность сделать выбор самостоятельно;

    помогать находить полезные источники информации по волнующей теме и быть готовым обсуждать самые сложные вопросы.

    Фразы-помощники

    Когда дело дойдёт до диалога с подростком, скорее всего, сложно будет подобрать нужные слова:

    Я рядом и готов тебя слушать…

    Если ты хочешь поговорить, я готов слушать…

    Я вижу, что ты расстроился…

    Как я могу поддержать тебя?

    Ты всё равно молодец, потому что…

    Понимаю тебя, у меня была похожая история…

    Ты прав, это сложно… Наверное, и я бы не смог поступить иначе…

    Зато благодаря этой ситуации ты…

    Давай попробуем разобраться вместе…

    Что тебе нужно? Какая помощь тебе нужна? В чём тебе нужна помощь?

    Профессиональная помощь

    В отдельных ситуациях родители и даже педагоги могут не справляться, и тогда будет нужна профессиональная помощь психологов. Это может касаться случаев, когда наладить контакт не удаётся или вы чувствуете, что не справляетесь.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie