ГБОУ "Школа № 16 г.о. Горловка"
Горловка
  • Адаптация пятиклассников

    Рекомендации по адаптации классному руководителю и учителям - предметникам  5 класса
    Адаптация пятиклассников.

    Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?

    Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.

    Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.

    Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

    Что необходимо грамотно осуществлять?

    • Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.
    • Процесс социализации ребенка в коллективе.

    Что поможет ребенку учиться успешнее?

    • Психолого-педагогическая  поддержка  каждого ребенка.
    • Ориентация на успех.
    • Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
    • Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
    • Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.
    • Формирование общих учебных умений и навыков.
    • Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.

    Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе.

    От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.

    Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями.

    Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?

    1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

    2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, сообщения, телефонные звонки).

    3. Постоянно поддерживайте контакт с педагогом - психологом и социальным педагогом.

    4.    Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

    6.  Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

    Рекомендации учителям – предметникам 5 класса

    1.  Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

    2.  Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

    3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

    4.  Налаживайте эмоциональный контакт  с классом.

    5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

    6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

    7.  Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

    8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

    9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика.

    10.  Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

    11.  Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

    12.  Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть, выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

    13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился»).

    14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

    15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

    16.  Не допускайте педагогического манипулирования.

    17.  Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

    18. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

    19. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность.

    Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе детей ждёт новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшаются сон и аппетит.

    Педагогу надо помочь ребятам адаптироваться в новых социальных условиях. Но адаптироваться приходится не только пятикласснику к школе, к классному руководителю, к учителям-предметникам, но и самим педагогам – к новым для них воспитанникам, а родителям – к своему ребёнку, который стал младшим подростком.

    Причинами медленной адаптации в 5 классе является следующее:

    -      разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять;

    -      большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассников пользоваться различными учебными ресурсами, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых;

    -      чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удаётся уделить всем необходимое внимание.

    Все  переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie