ГБОУ "Школа № 16 г.о. Горловка"
Горловка
  • Аутизм - дружбе не помеха!

    Памятка: Поддержка детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)
    Аутизм - дружбе не помеха!.

    Дети с РАС – это уникальные личности с особым восприятием мира. Важно понимать, что их поведение не является проявлением капризов или непослушания, а следствием особенностей их развития.

    Что такое РАС?

    РАС – это группа различных расстройств, характеризующихся трудностями в социальном взаимодействии, коммуникации и повторяющимися моделями поведения. Каждый ребенок с РАС уникален, и степень выраженности этих трудностей может сильно различаться.

    Трудности, с которыми сталкиваются дети с РАС в обществе:

    • Трудности в социальном взаимодействии:
      • Непонимание социальных норм и правил (например, как начать и поддерживать разговор, как реагировать на эмоции других людей).
      • Трудности с распознаванием и интерпретацией невербальных сигналов (мимики, жестов, интонаций).
      • Трудности с установлением и поддержанием дружеских отношений.
    • Трудности в коммуникации:
      • Задержка речевого развития или полное отсутствие речи.
      • Трудности с пониманием речи, особенно сложной и абстрактной.
      • Использование речи необычным образом (например, повторение фраз, использование эхолалии).
      • Трудности с выражением своих мыслей и чувств.
    • Повторяющиеся модели поведения и ограниченные интересы:
      • Сильная привязанность к рутине и расписанию.
      • Негативная реакция на изменения в окружающей среде.
      • Повторяющиеся движения (например, раскачивание, кружение, махание руками).
      • Ограниченные интересы (например, увлечение определенным предметом или темой).
    • Сенсорная чувствительность:
      • Повышенная чувствительность к звукам, свету, запахам, текстурам и другим сенсорным стимулам.
      • Сенсорная перегрузка может вызывать дискомфорт, тревогу и поведенческие проблемы.
    • Трудности в обучении:
      • Трудности с пониманием абстрактных понятий.
      • Трудности с организацией и планированием.
      • Трудности с переходом от одного задания к другому.
    • Социальная стигматизация и непонимание:
      • Недостаточное понимание особенностей РАС в обществе.
      • Предрассудки и дискриминация.
      • Трудности с интеграцией в обычные образовательные учреждения и социальные группы.

    Коммуникативные панели: мост к пониманию

    Коммуникативные панели – это инструменты альтернативной и дополнительной коммуникации (AAC), которые помогают детям с РАС, испытывающим трудности с вербальной речью, выражать свои мысли, чувства и потребности.

    Что такое коммуникативная панель?

    Коммуникативная панель – это доска или устройство с набором изображений, символов, слов или фраз, которые ребенок может использовать для общения.

    Как использовать коммуникативную панель:

    1. Знакомство:
      • Представьте ребенку коммуникативную панель как инструмент для общения.
      • Покажите, как пользоваться панелью (например, указывать на нужные символы или слова).
      • Начните с простых и понятных символов, отражающих основные потребности ребенка (например, “пить”, “есть”, “хочу”, “не хочу”).
    2. Обучение:
      • Обучайте ребенка новым символам постепенно, связывая их с конкретными предметами, действиями или ситуациями.
      • Используйте визуальные подсказки (например, показывайте предмет, когда называете символ).
      • Хвалите ребенка за использование панели и поощряйте его к дальнейшему общению.
    3. Использование в повседневной жизни:
      • Носите панель с собой, чтобы ребенок мог общаться в разных ситуациях.
      • Предлагайте ребенку использовать панель для выражения своих желаний, потребностей и чувств.
      • Отвечайте на сообщения ребенка, используя панель, чтобы показать, что вы его понимаете.
    4. Учет индивидуальных особенностей:
      • Выбирайте панель, которая соответствует возрасту, уровню развития и интересам ребенка.
      • Используйте символы, которые понятны ребенку.
      • Предоставляйте ребенку возможность выбора символов.
      • Будьте терпеливы и дайте ребенку время выразить свои мысли.

    Общие рекомендации по общению с детьми с РАС:

    • Будьте терпеливы и понимающими: Помните, что ребенку с РАС может потребоваться больше времени, чтобы понять вас и выразить свои мысли.
    • Используйте четкий и простой язык: Говорите короткими предложениями, используйте простые слова и избегайте метафор и иронии.
    • Будьте конкретными и избегайте абстрактных понятий: Предоставляйте четкие инструкции и объяснения.
    • Используйте визуальную поддержку: Картинки, фотографии, символы, расписания – все это поможет ребенку лучше понимать информацию.
    • Предупреждайте об изменениях в рутине: Дети с РАС часто испытывают дискомфорт от неожиданных изменений.
    • Уважайте сенсорные особенности ребенка: Создавайте комфортную сенсорную среду, избегайте громких звуков, яркого света и других сенсорных перегрузок.
    • Поощряйте положительное поведение: Хвалите ребенка за успехи и достижения.
    • Не принуждайте к социальному взаимодействию: Дайте ребенку возможность общаться в комфортном для него темпе.
    • Сотрудничайте с родителями и специалистами: Обменивайтесь информацией и опытом, чтобы обеспечить ребенку самую лучшую поддержку.

    Давайте все вместе поддержим этих особенных детей и подарим им любовь!

    #зажгисиним #общатьсяможеткаждый

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике