Мотивация — это желание и готовность ученика что-то делать. Это то, что побуждает выполнять определенные задачи и идти к поставленной цели.
В процессе обучения ключевое значение имеют два вида мотивации — внутренняя и внешняя.
1) В основе внутренней учебной мотивации лежит познавательный интерес, стремление ребенка получать новые знания и навыки.
2) Внешняя учебная мотивация обусловлена внешними факторами, например, поощрением со стороны взрослых (разрешение поиграть за компьютером после выполнения домашних заданий, обещание купить игрушку/гаджет, если в табеле будут хорошие оценки). Но, как правило, этот вид мотивации краткосрочный и ненадежный. Ведь, когда ребенок достигнет обещанного, он перестанет учиться. То есть для того, чтобы ребенок продолжал обучение, родителям придется искать новую «приманку».
Поэтому очень важно формировать и поддерживать именно внутреннюю мотивацию к обучению, познавательный интерес ребенка.
Как помочь ребенку повысить мотивацию к обучению?
1. Выяснить причины, почему ребенок отказывается учиться
Часто на пути желанию учиться стоит переутомление, конфликт с одноклассниками или ссоры в семье. Устранив эти факторы и создав благоприятную атмосферу в семье, мы сделаем существенный шаг к повышению интереса ребенка к учебе.
Если причина лежит глубже или вы не можете ее найти, стоит проконсультироваться с психологом, который поможет разобраться в сложившейся ситуации и, возможно, даст конкретные рекомендации.
2. Поддерживать любознательность
Прежде всего очень важно не задушить истоки внутренней мотивации, когда маленький ребенок пытается познавать и исследовать мир, задает родителям много вопросов.
Если потушить эту естественную детскую любознательность ( «Не лезь!», «Не мешай!», «Отстань!»), затем, в школьные годы, изменить это будет очень трудно. А подробно и терпеливо отвечая на все вопросы ребенка, вы формируете у него установку, что процесс познания нового — это интересно, и вы, как родители, это поощряете.
И не забывайте показывать положительное отношение к школе и учебному процесса, ведь ребенок должен видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Будьте осторожны в высказываниях о педагогах и предметах.
Попробуйте также заинтересовать школьника необычной подачей материала. Видеоуроки, виртуальные курсы, экскурсии, путешествия, интеллектуальные игры и квесты — все это может дополнять школьное обучение и дает ребенку возможность получать удовольствие от получения знаний и личных открытий.
3. Учитывать индивидуальные особенности ребенка, его предпочтения
Помогайте школьнику найти связь между обучением в школе и интересами.
Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему нужно изучать математику и физику.
Если ребенку по каким-то причинам неинтересен или сложный конкретный предмет, его можно попробовать изучать, соединив с текущими увлечениями. Скажем, ребенок любит определенные фильмы, но ненавидит английский. Можно объяснить, что истинный смысл того, о чем говорят его любимые герои, можно понять только на языке оригинала. И предложите попробовать такой вариант просмотра фильма.
4. Помочь ребенку сформировать навыки учебной деятельности
Научите ребенка учиться, помогите овладеть умением находить, запоминать, применять знания. Развивайте критическое мышление ребенка, приучайте к самоконтролю.
Родители не всегда смогут контролировать учебный процесс. А если речь идет о подростке, то контроль и вовсе может отсутствовать.
Помогите ребенку научиться правильно распределять свое время и нагрузку, ведь во время подготовки приходится на какие-то задачи и предметы выделять больше времени на какие-то — меньше. Это поможет школьнику стать более организованным и продуктивным.
5. Давать пространство для самостоятельности и креативности
Позволяйте ребенку проявлять творчество, экспериментировать. Не настаивайте на образце, принимайте различные варианты действий и решений.
6. Создавать ситуации, в которых ошибки является нормой, частью процесса усвоения знаний (частью опыта, игры, необходимым условием для того, чтобы научиться)
Учите ребенка превращать любую ошибку в средство развития, а не повод для обвинений. Ведь когда мы ругаем ребенка за ошибки, у него появляется страх неудачи, который может стать первым шагом на пути к демотивации.
7. Хвалить ребенка за его усилия
Ребенку важно знать, что все его усилия замечаются родителями.
Когда вы хвалите работу, ребенок должен почувствовать, что вы не просто смотрите на нее, но и видите то, что изображено. Важно отметить детали, которые вы рассмотрели, расспросить, что там нарисовано, сделано, тогда ребенку будет очевидна ваша заинтересованность, и он захочет повторить этот приятный опыт.
8. Не критиковать, не сравнивать его с другими
Вместо того, чтобы помочь, родители часто ругают ребенка за плохие оценки или ставят в пример других, более успешных детей. Такое поведение — худшая ошибка родителей. Ведь ребенок начинает думать, что в центре вашего внимания — лишь его достижения, а не он сам. К тому же, сравнивая ребенка с другими, мы подрываем его самооценку и заставляем думать, что он хуже других.
9. Поддерживать во время неудач
В случае неудачи проявите свою любовь и понимание.
Если ребенок отстал от учебного процесса или не может разобраться в какой-то теме, помогите ему (если знаете эту тему и можете объяснять спокойно).
10. Дозировать нагрузки
Обязательно соблюдайте баланс между обучением и отдыхом ребенка. Не допускайте чрезмерной нагрузки, поскольку именно она часто становится причиной спада интереса к процессу получения знаний.
Помните, что ребенок физически не сможет уделять достаточно времени учебе, если его день будет расписан по минутам и он не сможет отдыхать от занятий.
Поэтому позаботьтесь о том, чтобы школьник имел достаточно времени для отдыха, увлечений и общения с друзьями.
Не требуйте от ребенка слишком многого и не ожидайте немедленных изменений. Могут быть падения, «топтание» на месте. Но, если последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации ребенка, то обязательно будет результат.