ГБОУ "Школа № 16 г.о. Горловка"
Горловка
  • Психологическая подготовка к экзаменам

    Рекомендации педагогам. Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка учащихся.
    Психологическая подготовка к экзаменам.

    Каждый ребенок индивидуален и имеет свою особенную реакцию на приближающееся тестирование, одних это может не напугать, для других же будет причиной сильного стресса. Главная задача для педагога – уменьшить тревожность учащегося насколько это возможно. При индивидуальной работе с каждым отдельным учеником, порой может быть необходимо прибегнуть к помощи педагога-психолога, который сможет провести полноценную консультацию и помочь решить сложившуюся ситуацию.

    Главное, в чем нуждаются учащиеся в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. 
    Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать". 
    Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо". 
    Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации. 
    Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период.

    Вот некоторые рекомендации для педагогов: 
    - сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки; 
    - создайте ситуацию эмоционального комфорта; 
    - ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ; 
    - создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение.

    В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание "Я уверен(а), что ты справишься";

    - обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки.

    Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится"; 
    - очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?" - и предложить альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?"; 
    - ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько", Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания; 
    - помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности; 
    - помогайте ребенку избежать ошибок; 
    - поддерживайте учащихся при неудачах; 
    - подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ; 
    - приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;

    - учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности. 


    Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо: 
    - опираться на сильные стороны ребенка; 
    - помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам; 
    - избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах; 
    - помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; 
    - создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку. 


    Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике