ГБОУ "Школа № 16 г.о. Горловка"
Горловка
  • Профилактика буллинга

    Памятка для педагогов Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга
    Профилактика буллинга.

    Действия учителей

    ! Не игнорировать, не преуменьшать значение факта буллинга.

    ! В школе следует прийти к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия. Тогда повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать (в том числе наблюдателей и сторонников агрессора) на эту ситуацию. 

    ! Занять позицию.

    ! Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются». Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен:

    •  занять ясную и недвусмысленную позицию, срочно принять меры, проинформировать родителей.
    •  объяснить участникам ситуации буллинга, каковы психологические последствия для жертвы этой ситуации.
    •  попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а по возможности и сам буллер изменили свою позицию в отношении происходящего. При этом не стоит переходить грань и унижать буллера. Нужно понимать, что дети - эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы этого ребенка.

    Действия классного руководителя

    1. Проинформировать педагогический коллектив

    Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

    2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга: 

    ! Выслушайте и поддержите ребенка.

    Скажите ребенку:

    • Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
    • Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.
    • Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства).
    • Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
    • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
    • Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость:

     «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».

    «Я понимаю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность» (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

    Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

    После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников.

    Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.

    В ходе разговора с классом следует:

    •  Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию. 
    • Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно. 
    • Обозначить травлю как «болезнь группы». Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.
    •  Ввести «санкции» за подобное поведение.
    • Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций».

    План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

     1. Прямота. Назовите проблему своим именем – это – травля, насилие. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека.

    2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?»

    3. Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются свои индивидуальные 3 особенности, которые могут раздражать других.

    4. Обсудите и введите новые правила поведения и личную ответственность за их нарушения. Предложите лидерам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за введение новых правил поведения и общения в классе. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie