Действия учителей
! Не игнорировать, не преуменьшать значение факта буллинга.
! В школе следует прийти к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия. Тогда повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать (в том числе наблюдателей и сторонников агрессора) на эту ситуацию.
! Занять позицию.
! Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются». Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен:
- занять ясную и недвусмысленную позицию, срочно принять меры, проинформировать родителей.
- объяснить участникам ситуации буллинга, каковы психологические последствия для жертвы этой ситуации.
- попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а по возможности и сам буллер изменили свою позицию в отношении происходящего. При этом не стоит переходить грань и унижать буллера. Нужно понимать, что дети - эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы этого ребенка.
Действия классного руководителя
- Проинформировать педагогический коллектив
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга:
! Выслушайте и поддержите ребенка.
Скажите ребенку:
- Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
- Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.
- Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства).
- Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
- Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
- Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость:
«Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».
«Я понимаю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность» (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников.
Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.
В ходе разговора с классом следует:
- Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию.
- Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
- Обозначить травлю как «болезнь группы». Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.
- Ввести «санкции» за подобное поведение.
- Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций».
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
1. Прямота. Назовите проблему своим именем – это – травля, насилие. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека.
2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?»
3. Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются свои индивидуальные 3 особенности, которые могут раздражать других.
4. Обсудите и введите новые правила поведения и личную ответственность за их нарушения. Предложите лидерам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за введение новых правил поведения и общения в классе. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции.