Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате ребенок попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.
Причины трудных жизненных ситуаций у детей
Одной из основных причин появления категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» является семейное неблагополучие, а именно:
- наркомания или алкоголизм в семье;
- низкая материальная обеспеченность;
- конфликты между родителями и родственниками;
- жестокое обращение с детьми, насилие в семье.
Причины семейного неблагополучия
Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.
Стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.
Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе.
Дети в трудной жизненной ситуации
1. Дети без попечения родителей
Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин. Чаще всего – это лишение родительских прав.
Причины лишения родительских прав:
- невыполнение родительских обязанностей либо злоупотребление ими,
- наличие насилия в семье,
- наличие хронической наркомании или алкоголизма в семье,
- совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка либо супруга/супруги.
Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.
Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка.
Конечно же, мечта любого ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом и лучший исход ситуации для него – это найти новую семью, снова обрести маму, папу и собственный дом.
Сейчас чаще всего усыновляют младенцев, а дети постарше, и подростки имеют шанс попасть под опеку или попечительство.
2. Дети с ограниченными возможностями (те, кто имеет особенности в развитии: психическом и/или физическом)
Причинами детской инвалидности могут стать нарушения внутриутробного развития, обусловленные генетическими факторами, образом жизни родителей (наркомания, алкоголизм и другие виды девиаций); родовые травмы, а также последующие травмы различного генеза.
Часто дети с особенностями развития живут и обучаются дома. В настоящее время развито инклюзивное обучение, в условиях которого дети с ограниченными возможностями получают возможность жить и обучаться в одной среде со своими сверстниками.
Последствия выявления дефектов на раннем этапе развития ребенка:
предотвращение развития вторичных нарушений в развитии детей,
раскрытие реабилитационного потенциала семьи в оказании поддержки ребенку, оказание консультативной помощи семье,
социальная адаптация и включение ребенка в среду сверстников уже на раннем этапе,
прохождение более ранней подготовки к обучению по школьной программе, уменьшение трудностей в последующем обучении.
Для реализации таких социальных программ и проектов необходимо активное участие и искреннее стремление изменить отношение нашего общества к инвалидности. Каждый может помочь, например, посидеть с ребенком в отсутствие родителей, или помочь с трудоустройством мамам детей с особенностями в развитии в силу своих возможностей.
И начать надо с того, что все мы должны постараться понять и принять простую истину: не такой как я – не значит плохой.
В инвалидности нет ничего постыдного, зазорного, и нам следует учить этому своих детей.
А главное – это может случиться в каждой семье, вне зависимости от возраста, места проживания и уровня дохода.
Можно поддерживать семьи, воспитывающие детей-инвалидов – словом и делом. Без сомнения, любая помощь (и психологическая поддержка, и материальное участие) для них является очень нужной и неоценимой!
3. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье
Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.
Виды насилия:
физическое насилие, когда ребенка бьют, при этом на теле могут оставаться следы побоев, либо не кормят,
психологическое насилие, когда ребенка всячески унижают, изолируют, ему лгут и угрожают.
Последствия насилия:
у детей развиваются тревога и различные страхи,
дети могут быть подвержены чувству вины, испытывать стыд,
дети не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях, во взрослой жизни дети часто сталкиваются с рядом трудностей при создании собственной семьи.
Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.
Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье. Необходимо обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении ребенка. Внезапные слезы, потеря аппетита и другие перемены – веский повод для доверительного разговора. С целью предупреждения насилия над детьми можно развивать у них навыки самозащиты, играя в маленькие игры-загадки.
Например, можно спрашивать: "Что бы ты сделал, если бы незнакомый человек предложил тебе покататься на машине?".
Хорошее занятие для совместного время препровождения – нарисовать вместе с ребенком листки-памятки с основными правилами безопасности: не уходить с незнакомцами, не открывать незнакомцам дверь, держать родителей в курсе своего местонахождения.
В частности, стоит с особым вниманием отнестись к любым проявлениям детской агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих, постараться выявить ее причины и не дать ей усугубиться.
Самым страшным может стать для маленького человека насилие над ним в семье, когда ему кажется, что никто и никогда его не защитит, некому пожаловаться. Ведь мучители – это его самые близкие люди, родители, которые по личным причинам стали алкоголиками, наркоманами, или являются психически нездоровыми людьми.
Большую роль в таких ситуациях играет анонимный телефон доверия, куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.
На практике социальная помощь детям, которые оказались в сложной ситуации, заключается в постоянной работе с их семьями, тогда, когда она является неблагополучной.
Основной вид такой помощи – социальное сопровождение малыша и его семьи. Сопровождение – социальная помощь, включающая в себя педагогическую и психологическую помощь. Сопровождение по-другому называют патронажем. Это целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую оказывают специалисты социальных служб. Но каждый из нас может помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Стоит просто остановиться, не проходить мимо и не отворачиваться от маленького человека, попавшего в беду.