Тревожность заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию ребенка и снижению уровня тревожности.
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У РЕБЁНКА
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём - либо.
3. Мышечное напряжение (во время выполнения заданий часто напряжен, скован, ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи).
4. Раздражительность.
5. Заниженная самооценка (постоянно подавлен, насторожен, крайне нерешительный, мрачный взгляд на свое будущее).
6. Соматические проблемы (боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение).
7. Нарушение сна (беспокойно спит, жалуется на страшные сны).
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей.
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом даётся какой – либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
- Чаще используйте ласковый телесный контакт (например, мама может обнять, поцеловать).
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте примером для ребенка.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Не предъявляйте завышенных требований.
- Старайтесь делать как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях, ребенка не унижайте, наказывая.