Почему буллинг — травма для всех?
Дело в том, что ситуация травли сама по себе ненормальная (речь идёт именно о травле, когда целенаправленно гнобят определённую жертву, а не о тех случаях, когда происходят кратковременные ссоры с последующими примирениями). А когда мы находимся в ненормальной ситуации, когда нам приходится как-то на неё реагировать - мы учимся деструктивным способам реакции. Психика защищается от тяжёлого воздействия ситуации, вырабатывая нездоровые способы ответа.
Например, в классе начали травить неуспевающего ученика (или слишком умного, или вообще неважно какого, жертва буллинга почти всегда выбирается рандомно, по притянутым за уши причинам). Почему это травма для жертвы - очевидно.
Но вот есть свидетели травли. Они не жертвы и не агрессоры. Но на их глазах изо дня в день унижают, оскорбляют, травят их одноклассника. Это происходит и происходит, как будто так и должно быть. Даже если изначально ситуация считывалась неадекватной и ненормальной, со временем свидетели могут и сами начать считать, что всё происходящее — справедливо. Иначе ведь это кто-нибудь бы да прекратил?
Таким образом ненормальная ситуация превращается в их глазах в нормальную. И эти дети, простые наблюдатели, не жертвы и не агрессоры, вырастают с травматическим убеждением, что травля — это нормально, что травлю можно заслужить, что, если сделаешь что-то не так, тебя будут гнобить, и это всё в порядке вещей.
Конечно, хорошо, если в классе найдутся те, кто будет защищать жертву, кто покажет, что любой буллинг — это неправильно, что такого не должно быть. Но детям обычно всё же нужно, чтобы первым задал такую модель, модель неприятия буллинга, именно взрослый.
При молчаливом согласии взрослых даже самые храбрые и убеждённые защитники среди детей со временем начинают сомневаться: может, всё правильно, может, жертва сама виновата? И это снова травма, когда рушатся убеждения, на которых стоит личность.
Что же происходит с агрессором?
Казалось бы, он-то точно в выигрыше.
Агрессор всегда сначала проверяет границы:
Неужели и вот так можно, и за это мне ничего не будет?
Я могу вот так поступить с человеком, и все вокруг промолчат?
А он, жертва, будет терпеть, и никто за него не заступится?
Так вот как устроен мир! Или ты, или тебя.
Лучше уж тогда я их, чем они меня.
На этом страхе оказаться внизу пирамиды и держится иерархия травли. С такой установкой и выйдет во взрослую жизнь агрессор детского коллектива, которого не остановили вовремя, которого не научили, что можно жить по-другому, что можно строить отношения на основе сотрудничества и взаимопомощи, а не силы и унижений.
В общем, как мы видим, буллинг — это травматичная ситуация для каждого члена коллектива. Остаться в стороне невозможно. Именно поэтому в любом случае необходимо принять меры!
Итак, если в коллективе вашего ребёнка присутствует буллинг, и вам стало об этом известно, ни в коем случае:
- Не вините жертву. Жертва никогда в таком не виновата! Невозможно заслужить систематическую травлю, унижение, испорченные вещи и прочие составляющие буллинга. С неприятным по какой-либо причине одноклассником можно просто не дружить. Но ни в коем случае не травить его.
Поэтому избегайте вопросов вроде: "Что ты (он, она) сделал(а), из-за чего остальные ребята стали так поступать?", "Может, ты (он, она) как-то не так себя ведёт/плохо учится/не слушает учителя?".
Даже если и так, всё это не повод для травли. С неприятным человеком можно просто не общаться близко. Мы не обязаны дружить с тем, кто нам не нравится, кто не вписывается в наши представления о норме и морали, кто просто нам по какой-то причине не близок, но мы не имеем никакого права его травить. - Не советуйте не обращать внимания. Это не работает. Жертву на эмоции всё равно выведут. На буллинг невозможно не реагировать.
- Не говорите девочкам-жертвам что-то вроде: "Ты просто ему нравишься". С самого детства стоит учить детей тому, как выражается симпатия. И в это не входят издевательства.
К тому же, это утешение редко оказывается правдой. Травят не потому, что жертва нравится, вовсе нет, а потому, что не считают её за равного человека совсем. Поэтому привычное многим утешение "Ты просто ему нравишься" — жестокий обман, который только усиливает травму и увеличивает риск проблем в будущем. - Не думайте, что это отношения детей и дети решат эту проблему сами. Чаще всего буллинг, тем более ставший уже продолжительным и систематическим, детям самим не решить, нужно вмешательство взрослых. Травля сама по себе ни в коем случае не является полезным жизненным уроком, через который детям нужно пройти. А вот конструктивная помощь взрослых и обучение адекватному построению отношений в коллективе может оказаться очень полезным опытом!
А вот что стоит сделать, чтобы помочь детям справиться с ситуацией:
- Вне зависимости от того, кем является в структуре буллинга ваш ребёнок (жертва, агрессор или свидетель), проговорите с ним, что буллинг — это ненормально, что травлю невозможно заслужить, что такого происходить просто не должно. Вам нужно чётко и ясно обозначить свою позицию, своё отношение к происходящему. Буллинг неприемлем. Точка. При этом не нужно ругать агрессора или требовать от свидетеля защищать жертву. Но ваша позиция должна быть твёрдой.
- Обратитесь за помощью к педагогическому коллективу. Если буллинг происходит в школе, первый человек, которого нужно поставить в известность, — это классный руководитель, затем школьный психолог, социальный педагог, при необходимости и администрация. Важно, чтобы все взрослые, работающие с детским коллективом, придерживались одной чёткой позиции: буллинг неприемлем. В самую первую очередь необходимо остановить буллинг, именно на это и должен работать педагогический коллектив. Будет хорошо, если получится заручиться поддержкой родителей других детей. Если позиция всех взрослых будет одинаковой и твёрдой, травлю получится остановить намного быстрее.
- Помогите детям справиться с последствиями. Такие травматические переживания нуждаются в рефлексии. Даже если ваш ребёнок оказался агрессором, он должен знать, что вы всё равно его любите. Да, его поступок расстраивает и огорчает, но вы готовы помочь ему пережить последствия этого поступка. Когда травля закончится, когда спадёт охватывающий агрессора азарт, ему понадобится поддержка родителей, возможность поговорить о том, что случилось, о своей ответственности, о том, как извиниться, о том, как не допустить подобного в дальнейшем. При этом позиция неприемлемости травли как явления должна всегда оставаться твёрдой. Конечно же, в дополнительном внимании и поддержке со стороны родителей нуждаются жертвы травли и свидетели.
- Иногда детям, пережившим ситуацию буллинга, нужна дополнительная психологическая помощь, чтобы справиться с произошедшим. Такая помощь может понадобиться не только жертве, но и агрессору, и даже свидетелям. Если ваш ребёнок нуждается в такой помощи, если вы видите, что ему тяжело даются последствия буллинга, лучше обратиться к психологу. Можно попросить о дополнительных индивидуальных занятиях школьного психолога или поискать психолога вне школы (в центрах или у специалиста, работающего частно). Лучше проработать травму сразу, чем затягивать её воздействие на долгие годы. Но сначала необходимо остановить сам буллинг.
- Иногда такие ситуации выбивают из колеи и самих родителей. Узнать, что любимого ребёнка в школе уже долгое время гнобят и унижают, или узнать, что этот самый любимый ребёнок сам долгое время целенаправленно и жестоко над кем-то издевается, очень тяжело. Иногда и родителям нужна психологическая помощь. Если вам нужна психологическая помощь, обратитесь за ней. Этим вы поможете и себе, и ребёнку.
Буллинг не воспитывает характер, а лишь наносит травму!