Психоло́гия (от психо... и ...логия), наука о поведении и психических процессах человека и животных.
Психология первоначально сложилась в Античности как философское учение о душе и длительное время развивалась как философская дисциплина (Платон, Аристотель, Аврелий Августин, Фома Аквинский); сам термин «психология» известен с 15 века.
В 17 веке на фоне становления экспериментально-математического естествознания складывается эмпирическая психология сознания (Р. Декарт, Дж. Локк), основным методом которой становится самонаблюдение, а наиболее распространённым подходом – ассоцианизм (Д. Юм, Д. Гартли, Дж. Милль). В 19 веке для исследований в предметной области психологии постепенно начинает применяться эксперимент (экспериментальная физиология органов чувств – Э. Вебер, И. Мюллер), появляются идеи о внедрении в психологию математики (И. Ф. Гербарт).
Во 2-й половине 19 века, в первую очередь благодаря деятельности В. Вундта, психология выделяется в самостоятельную экспериментальную науку, предметом которой становятся преимущественно структуры (Вундт, Э. Титченер) либо процессы (функции; У. Джеймс, К. Штумпф) сознания.
В конце 19 – начале 20 веков психология сознания претерпевает методологический кризис («открытый кризис психологии»), характерными проявлениями которого были массовый отказ исследователей от традиционных принципов психологии сознания и формирование новых, альтернативных направлений психологии (научных школ), среди которых: бихевиоризм Дж. Уотсона, психоанализ З. Фрейда, гештальтпсихология М. Вертгеймера, теория поля К. Левина, психология действия П. Жане, рефлексология В. М. Бехтерева, инструментальная психология Л. С. Выготского. Их характерные общие черты – включение в предметную область психологии явлений поведения и внедрение методов исследования, не опирающихся на самонаблюдение. Возникновение новых школ психологии продолжалось на протяжении 20 века; после Второй мировой войны складываются направления, формирующие лицо современной психологии, – гуманистическая психология, когнитивная психология.
Современная психология по-прежнему существует в виде множества научных школ и не имеет какой-либо одной общей теории; продолжаются дискуссии между сторонниками направлений, тяготеющих к гуманитарному знанию и к естественно-научной методологии. Вместе с тем в последние десятилетия заметна тенденция к стиранию жёстких границ между разными подходами, к их интеграции. Ведущие позиции в мировой академической психологии занимает когнитивная психология, сегодня часто позиционирующаяся как составная часть когнитивной науки.
Заметный прогресс достигнут в выработке методических стандартов проведения эмпирических, в том числе экспериментальных, психологических исследований, обработки и презентации их результатов. Психология использует основные общенаучные методы исследования – наблюдение и эксперимент, подразумевающие сбор и математическую обработку количественных данных. Для решения частных методических задач, таких как измерение (шкалирование) отдельных психологических свойств человека, применяются специфически психологические инструменты – тесты, опросники. Используются и методы, направленные преимущественно на получение качественных данных, – проективные методы, интервью, анализ продуктов деятельности.
Современная психология является хорошо институциализированной дисциплиной: существуют психологические национальные и международные научные сообщества (в России – Российское психологическое общество), психологические образовательные и научно-исследовательские учреждения (в России в том числе – Институт психологии Российской академии наук), психологические специальности, квалификации и направления профессиональной подготовки, присуждаются учёные степени (в России – кандидатов и докторов психологических наук), выходят научные периодические издания «Вопросы психологии» (Россия), регулярно проводятся научные конференции.