Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность:
‒ звукопроизносительной стороны речи;
‒ фонематического слуха и восприятия;
‒ лексического запаса;
‒ грамматического строя;
‒ связной речи в целом.
1.Звукопроизносительная сторона речи.
Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров и т.д.). Даже если все звуки поставлены, рекомендуется перед школой проговаривать скороговорки и делать артикуляционные упражнения для улучшения четкости, внятности и выразительности речи. Если имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения.
2.Сформированность фонематических процессов: фонематический слух, фонематическое восприятие.
Фонематический слух необходимо развивать у ребенка с самого рождения – это способность слышать и различать звуки родного языка. К 7 годам ребенок должен на слух различать и воспроизводить слоговые цепочки и слова, содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости – мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие, например, «са-за, коса-коза», «по-бо, почка – бочка», «мы-ми, мишка – мышка», «с-ш, миска-мишка» и т.д.
3.Фонематическое восприятие, включает в себя следующие процессы:
‒ фонематический анализ – это умение ребенком выделять в тексте предложения, определять количество и порядок слов в предложении, делить слова на слоги, определять место слога в слове (первый слог, второй и т.д.), ударный слог, определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец).
Фонематический синтез – это умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов (например, назови что получится ма-ши-на), слова из звуков.
4.Достаточный лексический запас.
В обиходе ребенок должен использовать различные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать антонимы к словам, синонимы.
Будущий первоклассник должен владеть обобщающими понятиям по различным лексическим темам. Например:одежда, овощи, транспорт, профессии, дикие животные, электроприборы, рыбы, насекомые и т.д. и соответственно называть слова входящие в данные лексические темы.
5.Грамматический строй речи.
О сформированности грамматического строя речи свидетельствует достаточный уровень развития следующих умений: ‒ умение изменять слова по родам, числам, падежам, временам; ‒ умение образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других частей речи; ‒ умение составлять предложения различных синтаксических конструкций, а именно простые предложения с однородными членами, с предлогами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, видеть связь слов в предложениях; ‒ умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки; ‒ составлять грамматические правильные предложения по опорным словам и картинкам; ‒ составлять схемы .
6.Достаточно развитая связная речь, то есть к первому классу ребенок должен уметь составлять:
‒ пересказы сказок, рассказов;
‒ описательные рассказы о предметах, явлениях природы;
‒ рассказы по серии сюжетных картинок;
‒ рассказы из личного опыта;
‒ творческие рассказы.
7.В настоящее время более 70% детей идут в школу имея начальные навыки чтения. Однако не у всех детей имеется четкое представление об образах букв. Дети при чтении путают буквы между собой, например, ш-щ, п-т, ц-щ, п-н, л-м, в-б, о-с и др., могут пропускать строчки при чтении. Причинами таких нарушений являются несформированность пространственных представлений, а также нарушения зрительного восприятия. При неоказании своевременных мер по устранению данных нарушений аналогичные ошибки появятся на письме, а именно ребенок будет писать некоторые буквы в зеркальном отображении, добавлять лишние элементы буквам, путать письменные буквы между собой, например, «и-у», «в-д», «о-а», «б-д», «с-е» и др.
В семье, где воспитывается будущий первоклассник, должны быть созданы благоприятные условия для их речевого развития. Родителям необходимо следить за правильностью речи детей, побуждать их речевую активность, следить за грамматическим и синтаксическим оформлением их высказываний, способствовать накоплению и обогащению словаря.