ГБОУ "Школа № 16 г.о. Горловка"
Горловка
  • ВФСК ГТО

    Что такое ГТО?

    Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.

    Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).

    Начиная с 2019 года Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» вошел в состав Федерального проекта "Спорт-норма жизни!", который, в свою очередь, является частью Нацпроекта «Демография» на период 2019-2030 гг.

    ГТО — это национальная программа физического развития и оздоровления населения России, которая включает в себя 6 возрастных категорий: дети дошкольного возраста, учащиеся начальной школы, учащиеся средней школы, студенты, взрослые и люди пожилого возраста. Система основана на 3 блоках: двигательном, гимнастическом и плавательном, которые позволяют оценить уровень физической подготовки человека и предоставляют возможность участия в различных соревнованиях и мероприятиях. Также предусмотрено несколько уровней сложности, от «Первого знака отличия» до «Золотого знака отличия», которые подразумевают выполнение определённого количества упражнений различной сложности. Успешное прохождение тестов даёт право на получение соответствующих знаков отличия, которые являются высокой наградой и признанием физических достижений.

    Знаки ГТО ДНР приравнены к знакам отличия ВФСК ГТО. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «Об особенностях правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики», присвоенные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики лицам, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 04 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, и гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Донецкой Народной Республики на день её принятия в Российскую Федерацию, приравниваются соответственно к золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

    Зачем нужен комплекс ГТО?

    Целями ВФСК ГТО являются укрепление здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма. Задачами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются:
    а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
    б) повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;
    в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическое самосовершенствование и ведение здорового образа жизни;
    г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
    д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

    ПРИНЦИПЫ ВНЕДРЕНИЯ ВФСК ГТО

    Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс основывается на следующих принципах:
    а) добровольность и доступность;
    б) оздоровительная и личностно ориентированная направленность;
    в) обязательность медицинского контроля;
    г) учет региональных особенностей и национальных традиций.

    Что такое нормативы ГТО?

    Количественные значения испытаний комплекса ГТО, которые позволяют оценить разносторонность (гармоничность) развития основных физических качеств и умений и навыков согласно возрастным ступеням и полу. 

    Нормативы измеряются в минутах, секундах, метрах, сантиметрах и количествах раз в зависимости от вида испытаний Подразделяются на обязательные испытания (тесты) и испытания по выбору. 

    Нормативы доступны на официальном интернет-портале комплекса ГТО по адресу GTO.ru в разделе «Нормативы».

    Что входит в нормы ГТО?

    Современный комплекс ГТО включает 13 видов физических упражнений, часть из них обязательны, часть — на выбор.

    Обязательные испытания ГТО:

    1. Бег на короткие дистанции — 30 метров, 60 метров или 100 метров.
    2. Бег на длинную дистанцию — более километра.
    3. Прыжок в длину с разбега или с места.
    4. Упражнения в подтягивании из виса на перекладине (можно заменить на рывок гири или отжимания).
    5. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.

    Этот список может варьироваться в зависимости от возрастной категории участников.

    В перечень дополнительных испытаний могут входить:

    1. челночный бег,
    2. смешанное передвижение,
    3. прыжок в длину с разбега,
    4. подъем туловища из положения лежа на спине,
    5. метание спортивного снаряда весом 700 граммов,
    6. бег на лыжах и другие.

    С 23 марта 2023 года в России изменились правила выполнения ГТО. Были обновлены возрастные ступени программы — теперь их стало 18, а не 11, как было ранее.

    Вот список ступеней:

    1 ступень — от 6 до 7 лет;
    2 ступень — от 8 до 9 лет;
    3 ступень — от 10 до 11 лет;
    4 ступень — от 12 до 13 лет;
    5 ступень — от 14 до 15 лет;
    6 ступень — от 16 до 17 лет;
    7 ступень — от 18 до 19 лет;
    8 ступень — от 20 до 24 лет;
    9 ступень — от 25 до 29 лет;
    10 ступень — от 30 до 34 лет;
    11 ступень — от 35 до 39 лет;
    12 ступень — от 40 до 44 лет;
    13 ступень — от 45 до 49 лет;
    14 ступень — от 50 до 54 лет;
    15 ступень — от 55 до 59 лет;
    16 ступень — от 60 до 64 лет;
    17 ступень — от 65 до 69 лет;
    18 ступень — от 70 и старше.

    Что такое ГТО для школьников?

    ГТО (готов к труду и обороне) — это специальный физкультурный комплекс, который является основой физического воспитания населения страны.

    Цели комплекса:

    поддержать здоровье;

    увеличить число граждан, систематически занимающихся физкультурой;

    развивать массовый спорт;

    увеличивать количество доступных физкультурных организаций.

    Одна из главных задач программы ГТО — воспитывать в ребёнке приверженность к здоровому образу жизни.

    Нормативы ГТО позволяют определить уровень развития основных физических качеств человека, таких как гибкость, координация, сила, скоростные способности и выносливость.

    Кто может выполнять нормативы испытаний (тестов) ГТО?

    В данный момент участвовать в комплексе ГТО могут лица основной группы здоровья, а также инвалиды и лица с ограниченными возможностями. К участию допускаются только лица, имеющие медицинское заключение о допуске к выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО.

    На сегодняшний день есть возможность регистрации на сайте ГТО инвалидов по 4 категориям (1. Интеллектуальное нарушение; 2. Нарушения слуха; 3. Нарушения зрения; 4. Поражения опорно-двигательного аппарата.), установленных государственными требованиями, утвержденными приказом Минспорта России №90 от 12.02.2019.

    Категории определены на основании научных исследований ФГБОУ высшего образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и. здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

    Методические рекомендации по приему нормативов у инвалидов утверждены Минспортом России 30 апреля 2019 года. Документ размещен на сайте ВФСК ГТО по ссылке:  https://user.gto.ru/files/uploads/documents/5cd2bbe7703f6.pdf

    Что такое знак отличия комплекса ГТО?

    По аналогии с медалями в большом спорте это награда, вручаемая участникам за успешное выполнение нормативов определенных возрастных ступеней комплекса ГТО. 

    Знаки отличия бывают бронзового, серебряного и золотого достоинств в каждой возрастной ступени.

    Что будет за получения знака отличия?

    ГТО — это не просто получение знака отличия, это в первую очередь совершенствование самого себя, своего внутреннего «Я». Подготавливая себя к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса, Вы оттачиваете свою координацию, становитесь более целеустремленным, морально и физически закаленным.

    Знак отличия ГТО — это показатель активной жизненной позиции гражданина Российской Федерации, его стремление к здоровому образу жизни.

    Наличие знаков отличия комплекса ГТО (в соответствии с Приказом Министерства образования России № 1147) у поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования будет учитываться образовательными организациями высшего образования при приеме. Обучающимся, имеющим золотой знак отличия комплекса ГТО, может быть назначена в установленном порядке повышенная государственная академическая стипендия.

    Когда можно получить знак отличия?

    Знак отличия оформляется после успешного выполнения необходимого количества видов нормативов испытаний (тестов) в пределах вашей возрастной ступени. Представление к награждению знаков отличия организуется по итогам каждого календарного квартала центром тестирования, после чего издается приказ регионального органа исполнительной власти в области ФКС о награждении серебряными и бронзовыми знаками отличия ГТО, а также приказ Министерства спорта России «О награждении золотыми знаками отличия ВФСК ГТО». Процедура оформления документов и изготовления знаков занимает 2-3 месяца, в связи с чем предусмотрено 4 сессии вручения знаков.

    Можно ли выполнять нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО на уроках физкультуры?

    Не допускается выполнение испытаний комплекса ГТО на уроках физической культуры. Выполнять нормативы можно только в Центрах тестирования или в местах тестирования с участием судейских бригад центров тестирования. Регламентируется данный процесс приказом Минспорта РФ №54 от 28.01.2016 «Об утверждении порядка организации и проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО»

    Сколько дополнительных баллов будет начислено за выполнение испытаний комплекса ГТО при поступлении в ВУЗ?

    Решение о количестве дополнительных баллов, которые будут начислены при поступлении за предоставление золотого, серебряного или бронзового знака отличия и удостоверения к нему, принимает сам ВУЗ. По вопросам начисления дополнительных баллов мы советуем Вам обратиться в ВУЗ.

    Стипендия за золотой знак отличия

    Обучающимся, имеющим золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, может быть назначена повышенная государственная академическая стипендия в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.

    Основные документы для участия в ГТО

    Основные документы для проведения ГТО

    Паспорт (свидетельство о рождении);

    Согласие на обработку индивидуальных данных (за несовершеннолетних согласие дают родители);

    Медицинскую справку о допуске к сдаче норм комплекса ГТО (к индивидуальной заявке).

    ВАЖНО! При отсутствии какого-либо документа участник к испытаниям не допускается.

    Нормы ГТО для школьников от 6-17 лет (2024г.)

    Что нужно делать, чтобы сдать нормы ГТО ?

    • делать дома утреннюю гимнастику;

    • посещать уроки физкультуры в школе и добросовестно выполнять задания;

    • двигаться в течение перемен, а не играть с гаджетами;

    • посещать спортивные секции;

    • участвовать в школьных спортивных соревнованиях;

    • играть возле дома или на спортивной площадке в подвижные игры с друзьями.

    Твои 5 шагов до знака ГТО

    1. регистрация на сайте www.gto.ru;
    2. заявка на выполнение;
    3.  получение медицинского допуска;
    4. выполнение испытаний;
    5. вручение знака отличия в торжественной  обстановке.

    Что даёт знак ГТО?

    Наличие знаков отличия комплекса ГТО (в соответствии с Приказом Министерства образования России № 1147) у поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования будет учитываться образовательными организациями высшего образования при приеме. Обучающимся, имеющим золотой знак отличия комплекса ГТО, может быть назначена в установленном порядке повышенная государственная академическая стипендия.

    Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)"

    Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" (с изменениями и дополнениями)

    Указ Главы Донецкой Народной Республики от 02.08.2024 № 359 "О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в Донецкой Народной Республике"

    Распоряжение Правительства Донецкой Народной Республики от 31 октября 2024 г. № 110-Р5 «Об утверждении Плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Донецкой Народной Республике»

    Рекомендации к недельному двигательному режиму

    (в соответствии с Государственными требованиями к уровню

    физической подготовленности населения при выполнении нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»)

    Повседневная двигательная активность является естественной потребностью растущего организма и непременным условием физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям. Однако специальные исследования двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о плохом удовлетворении этой потребности. Доказано, что недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьёзным нарушениям здоровья.

    При организации двигательного режима важно учитывать закономерные изменения умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы и тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций.

    У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и шеи даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение, сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток и ведёт к наступлению утомления. Признаки утомления во время уроков, выражающиеся в проявлении двигательного беспокойства, особенно у младших школьников, являются проявлением потребности в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультминут, игр на переменах позволяет в определённой мере удовлетворить эту потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и может быть удовлетворено утренней гигиенической гимнастикой, активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе. Установлено, что с началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50% и составляет лишь половину естественной потребности. Детям не хватает эффективных физических движений, смены умственного труда физическим, причём дефицит двигательной активности возникает у половины 6-8 летних детей, 60 % - 9-12 летних и у 70 % школьников старшего возраста. Особенностью гигиенического нормирования двигательной активности является учёт не только верхней (предельно допустимой), но и нижней, (максимально необходимой) величины. Колебания активности между данными величинами считаются оптимальными и оказывают благоприятное воздействие на организм школьников. Для того, чтобы учащиеся могли реализовать естественную потребность в движениях, объём целенаправленной двигательной активности должен составлять около 12-15 часов в неделю. Уроки физкультуры компенсируют лишь 10-20 % гигиенической нормы и около 40% суточной потребности.

    Следовательно, для обеспечения учащихся гигиенической нормой движений необходимо активизировать двигательный режим школьников. Он должен включать следующие виды двигательной деятельности и физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гигиеническая гимнастика, прогулка по дороге в школу (из школы), физкультминутки на уроках, игры и развлечения на переменах, обязательные уроки физкультуры, занятия физическим упражнениями в группах продлённого дня, занятия в физкультурных кружках и спортивных секциях, участие в соревнованиях, физкультурно-оздоровительные занятия в выходные дни и во время каникул.

    Важнейшим принципом гигиенически рациональной организации двигательного режима является проведение занятий на свежем воздухе. Они оказывают благоприятное влияние на работоспособность и здоровье детей. Организация рационального режима, способного обеспечить достаточное пребывание на воздухе и оптимальную двигательную активность школьников, - главное гигиеническое требование физического воспитания.

    I СТУПЕНЬ (мальчики и девочки 1 - 2 классов, 6 - 8 лет)

    Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 10 часов)

    п/п

    Виды двигательной активности

    Временной объем в неделю, мин.

    1.

    Утренняя гимнастика

    Не менее 70

    2.

    Обязательные учебные занятия в образовательных организациях

    120

    3.

    Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.)

    150

    4.

    Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях

    Не менее 120

    5.

    Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными играми и другими видами двигательной активности

    Не менее 160

    В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 3 часов

    II СТУПЕНЬ (мальчики и девочки 3 - 4 классов, 9 - 10 лет)

    Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 12 часов)

    п/п

    Виды двигательной активности

    Временной объем в неделю, мин.

    1.

    Утренняя гимнастика

    Не менее 105

    2.

    Обязательные учебные занятия в образовательных организациях

    135

    3.

    Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т.д.)

    150

    4.

    Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях

    Не менее 180

    5.

    Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной активности

    Не менее 160

    В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 3 часов

    III СТУПЕНЬ (мальчики и девочки 5 - 6 классов, 11 - 12 лет)

    Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 13 часов)

    п/п

    Виды двигательной активности

    Временной объем в неделю, мин.

    1.

    Утренняя гимнастика

    Не менее 105

    2.

    Обязательные учебные занятия в образовательных организациях

    135

    3.

    Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.)

    150

    4.

    Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, подвижным и спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях

    Не менее 240

    5.

    Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной активности

    Не менее 160

    В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов

    IV СТУПЕНЬ (юноши и девушки 7 - 9 классов, 13 - 15 лет)

    Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 14 часов)

    п/п

    Виды двигательной активности

    Временной объем в неделю, мин.

    1.

    Утренняя гимнастика

    Не менее 140

    2.

    Обязательные учебные занятия в образовательных организациях

    135

    3.

    Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.)

    120

    4.

    Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях

    Не менее 270

    5.

    Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной активности

    Не менее 180

    В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов

    V СТУПЕНЬ (юноши и девушки 10-11 классов, 16 - 17 лет)

    Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 12 часов)

    п/п

    Виды двигательной активности

    Временной объем в неделю, мин.

    1.

    Утренняя гимнастика

    Не менее 105

    2.

    Обязательные учебные занятия в образовательных организациях

    135

    3.

    Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.)

    75

    4.

    Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фитнесу, единоборствам, атлетической гимнастике, туризму, техническим и военно-прикладным видам спорта, в группах здоровья и общей физической подготовки, участие в соревнованиях

    Не менее 270

    5.

    Самостоятельные занятия физической культурой, в том числе спортивными играми, другими видами двигательной активности

    Не менее 150

    В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике